Изображение создано автором при помощи нейросети
Изображение создано автором при помощи нейросети

«Писать откровенно в соцсетях? Да вы с ума сошли! Я статусный человек, у меня безупречная репутация среди коллег. И что теперь — про мужа и детей рассказывать, про интимную жизнь? Лучше уж я вообще не буду вести блог, чем так рисковать честью и достоинством!» Знакомое переживание?

Искренность — одно из самых важных качеств сильного текста. Чтобы быть искренним, автору приходится обнажать душу. «Как к моей откровенности отнесутся родственники и друзья? Вдруг им будет больно? Как они среагируют? Вдруг перестанут общаться и отвергнут меня? А если я скажу то, что общество не одобряет? Как потом с этим жить?» Сталкиваясь с внутренним конфликтом «писать или не писать откровенно», многие авторы выбирают психологическую безопасность и отказ от рискованной искренности. Это выбор, который никто не имеет права осуждать. И никто не обязан быть откровенным, если не чувствует безопасности. Страх открытости — психологическая защита, а защита — охранная функция психики. 

Если внимательно присмотреться к здоровой эмоциональной открытости, окажется, что у страха глаза велики.

Откровенность трактуется некоторыми авторами слишком прямолинейно и однобоко. Поэтому я решила рассказать о том, как быть откровенным, писать сильные искренние тексты и не навредить близким. 

Что такое откровенность и как найти границы своей открытости?

Почему-то некоторым авторам кажется, что откровенность — это когда выворачиваешь всю душу наизнанку и делишься интимными проблемами. Но о самой болезненной уязвимости можно написать по-разному. 

«Муж мне изменял направо и налево!» Откровенно? Очень! Нарушены личные границы мужа? Конечно! А если перенести фокус внимания с мужа на себя? «Я ужасно ревновала мужа. Меня ранила даже мысль о его возможных изменах!» Согласитесь, здесь границы мужа уже не задеты! Ведь это только мои чувства, а изменял он или нет — неизвестно. Ведь главное — что происходило со мной, а не что происходило с мужем!

Настоящее обнажение души затрагивает только душу автора. Другие души могут быть готовы или не готовы к своему обнажению — это их дело. Но как обнажать свою душу, может выбирать только сам автор. Никто не имеет права диктовать, что автору говорить о себе, а о чём умалчивать. Это его личный выбор!

Я делюсь 30-летним опытом писателя и журналиста в группе "Искусство сильных текстов" . Помогаю авторам найти свои личные, индивидуальные границы откровенности. 

Откровенные тексты про отношения с миром

Поскольку автор может и должен сам регулировать меру своей открытости, он сам выбирает темы, в которых можно открыться безопасно. 

Совершенно не обязательно докладывать всему миру про свои сексуальные отношения с возлюбленными. А почему бы не рассказать о своих отношениях с Богом или высшими силами, как бы их ни называли? И что опасного в том, что вы расскажете о своей близости с природой или искусством? Это тоже весьма интимно, но не задевает личные границы других людей!

Я могу написать о том, что смотрела фильм Андрея Тарковского «Сталкер» и плакала, когда Сталкер читал стихи своего духовного наставника Дикобраза «Вот и лето прошло». На самом деле это стихи моего любимого поэта Арсения Тарковского, отца режиссера. Я несколько раз смотрела этот фильм рядом с любимым мужчиной, который ушел из жизни, и воспоминания вызывают особенно острые чувства. Не только лето прошло — жизнь моего любимого прошла, моя жизнь рядом с ним тоже прошла! Это тоже очень интимная информация, но она не задевает ничьи границы, кроме моих собственных. 

Готовность быть открытым — признак эмоциональной зрелости

Одна из участниц моей творческой мастерской в обсуждении темы откровенности авторов высказала важную идею. «Я могу откровенно рассказать о прошлом, потому что у меня больше нет боли. Боль пережита и завершена. А если кто-то болезненно реагирует на то, что я свободно говорю о своем прошлом, это проявление его незрелости. Я тут не при чем!»

Действительно, откровенность автора может вызвать сильный резонанс в душе читателя. Но сила и качество этого резонанса зависят от читателя. Автор не может и не должен нести ответственность за все разнообразие возможных эмоциональных откликов других людей. 

Текст — это не только зеркало автора, но и зеркало читателя. Читатель может увидеть в зеркале текста себя, но не признать свое отражение и испытать неприязнь. «Фу, как неприлично!» — может сказать читатель. Для него — неприлично. Это его неприличие. Читатель — одна личность, автор — другая личность. У автора другие личные границы. 

То, что для читателя неприлично, для автора может быть комфортно и приятно. Если читатель столкнулся со своим неприличием, стоит задать самому себе вопрос: «Что со мной происходит? Почему я именно так реагирую на этот текст? Какая личная боль вызывает у меня неприятное волнение, сопротивление и желание запретить так писать?»

Без открытости и доверия нет настоящей взрослой близости

Отношения автора и читателя похожи на отношения мужчины и женщины. Можно 30 лет прожить под одной крышей, спать в одной постели, родить 10 детей, но даже не встретиться психологически. 

Зрелая близость в отношениях основана на доверии и способности прямо и ясно говорить о себе, о своих настоящих мыслях и чувствах. Желание угождать и говорить то, что хотят слышать — признак эмоциональной травмы, которая привела к психологической незрелости. 

Зрелая близость с читателем основана на том, что автор различает откровенность в близких отношениях с любимым мужчиной или женщиной — и откровенность с аудиторией. В личных и публичных отношениях — разные границы. 

Если автор не готов делиться подробностями отношений в семье, это не означает, что у него нет тем, в которых он может проявить откровенность и открыть душу читателю. Важно искать свои границы! Важно выбрать круг тем, в которых можно чувствовать себя безопасно! Но если автор выходит к читателю в доспехах тевтонского рыцаря, в шлеме с забралом, вряд ли стоит рассчитывать на успех!